Всем привет!
Меня зовут Сердар, возможно, недавно Вы видели запись про Telescope — программу для удаленного просмотра объектов в .NET-приложениях, которую мы разрабатываем в Flussig Software. Помимо разработки ПО я также занимаюсь наукой — физикой частиц в Фермилабе — это лаборатория по физике частиц в США. Не так далеко от лаборатории проходило событие, связанное с робототехникой, о котором я хотел бы рассказать.
Недавно я побывал на соревнованиях по робототехнике среди учеников старших (и средних) классов в городе Батавия, штат Иллинойс, США. Эти было интересное событие, которое я частично описал в статье на Geektimes. А в этом блоге мне хотелось бы выложить еще немного фотографий и побольше рассказать о соревнованиях, как они выглядят глазами судьи, как оценивались команды и какие еще соревнования проходят в США.
Робототехника в США
В США есть несколько популярных типов соревнований по робототехнике. То, на котором я побывал – это одно из соревнований из серии FIRST® - FIRST® Tech Challenge (FTC) для школьников 7-12 классов (12-18 лет). Для каждого типа соревнований в сезоне проходит достаточно много турниров, в данном случае это был Qualifying Tournament, где соревновались команды из округа одного штата, следующий этап – это соревнования уровня штата, после которого идут соревнования регионального уровня, после чего уже мировые соревнования. Самые первые мероприятия этого сезона, предшествующие этим соревнованиям, начались с так называемых kick-off в сентябре 2015 года(знакомство команд с правилами игр на этот сезон, знакомство зарегистрированных команд друг с другом).
Еще одно популярное соревнование по робототехнике – VEX Robotics Competition в примерно такой же возрастной категории. Всего, как утверждает их сайт, в мире участвуют 10000 команд из более 30 стран. Один из турниров этого соревнования будет проводиться в той же школе 5 марта, и, возможно, я снова буду участвовать в судействе, и в таком случае я расскажу об этом подробнее.
У нас в России FTC пройдет 20-21 февраля в Сочи, а данных по VEX в России я, к сожалению, не нашел – если верить этой карте, то они у нас не проводятся.
Также в США проводятся соревнования серии BEST®, Botball, CREATE® foundation, однако они менее популярны и, насколько мне известно, не выходят на международный уровень.
Игры роботов
Игры роботов проходят на специальной площадке, оборудованной рампой и разбитой на зоны. Выглядит эта площадка так (взято отсюда):
Подробные правила игр (в этом сезоне эти игры называются RES-Q) можно прочитать здесь, они достаточно запутаны, однако, главное, что должны уметь роботы – это собирать кубики и забираться на рампу. Всего в каждом раунде участвует 4 робота и лучше если 2 робота, работающие в одной команде, могут дополнять функции друг друга – например, один лучше забирается на рампу, а второй лучше собирает кубики.
Всего было 3 поля, где поочередно проходили игры: пока на одном поле проходил раунд, второе поле готовили к новому раунду, а третье убирали после предыдущего. Каждый раунд длился 2.5 минуты.
Зал был заполнен, в основном, участниками и их группами поддержки (родители , одноклассники и т.д.)
В команде обычно было 7-8 школьников. Также у каждой команды чаще всего есть взрослые наставники, которые могут им помогать техническими или организационными советами. Судьями (в синих халатах) и рефери (в полосатых майках) были волонтеры из соседних районов, обычно они как-то связаны со школой или с соревнованием. Среди судей были люди, которые сами обучают какую-то команду, в этом случае они подписывали бумагу о конфликте интересов и не оценивали тех, за кого болели.
Всего в соревнованиях участвовало 36 команд из разных школ округа. Вообще, вовлеченность школ в эту деятельность довольно велика – некоторые школы, например, выставляли по 2 команды. На соревнованиях должны были выявить победителя, который поедет на соревнования уровня штата – всего на этот уровень должно быть отправлено 10 команд.
Соревнования начались в 8 утра и закончились около 5 вечера. С 8 до 10 утра команды представляли своих роботов судьям, с 10 до 14 часов проходили игры роботов, потом судьи удалялись для вынесения решений, около 16 проходил финал игр, выявление победителя и награждение за призовые места в играх и в номинациях судей.
Процесс судейства
Судейство было разбито на несколько этапов:
1) Представление команд – каждая команда (необязательно в полном составе) в течение 20 минут представляла себя и своих роботов судьям. Здесь оценивались общая подготовка команды, технические особенности и оригинальность робота, информативность технического отчета (про него я хочу сказать отдельно), социальная активность команды. Судьи в течение этого этапа могли отметить для себя команды, к которым надо присмотреться дальше.
Команды имели разные подходы к распределению ролей. Кто-то не разделял роли и придерживался тактики, когда все члены команды умеют делать все, и могут друг друга заменить, другие команды четко разделяли роли: кто-то отвечал за механику, кто-то за электрику, кто-то за программирование.
2) Оценка работы команды в техническом отсеке (pit) во время игр — оценивалось насколько робот готов к соревнованиям, как команда справляется с техническими трудностями (часто после каждого раунда надо что-то подправлять) и «gracious professionalism» — то есть помогает ли команда другим командам, если у тех трудности.
3) Оценка роботов в процессе самих игр
Основными ошибками в процессе игр были переворачивания роботов и частая потеря связи с ними, что приводило к тому, что роботы зависали на несколько секунд или, в худшем случае, до конца раунда.
4) Окончательное вынесение судейских решений – здесь аггрегировались общие впечатления о командах и дополнительно просматривались технические материалы.
В целом, процесс судейства был весьма увлекательным и решения в итоге принимать было трудно – на каждую судейскую номинацию претендовало по 3-4 команды, хотя при этом уровень команд очень отличался, и из 36 сразу выделились около 7-8 команд, которые взяли главные призы.
Заключение
Как я уже говорил в начале, я был впечатлен соревнованиями, уровнем технических умений школьников и распространенностью этих робототехнических событий. Я был бы рад если бы такие соревнования проходили в моем детстве – по-моему, для участников это очень позитивные впечатления, которые сохранятся надолго, как, например, надолго сохранились хорошие впечатления от участия в школьных олимпиадах.
Было бы интересно узнать, как именно будут проходить аналогичные соревнования в России, уровень команд и их впечатления.
[add_ratings]