Закрыть
Разбираемся в аккумуляторах

Разбираемся в аккумуляторах

Аккумулятор является неотъемлемой частью мобильных роботов и, поэтому, свои публикации я решил начать именно с аккумуляторов. Здесь я хотел бы рассмотреть их устройство и характеристики, на которые следует обращать внимание при выборе их для своего устройства.

Итак, аккумулятор (лат. accumulator — собиратель) — это устройство которое накапливает энергию в целях ее последующего использования. Аккумулятор представляет из себя прибор, в котором электрическая энергия преобразуется в энергию химических процессов и по мере необходимости производит ее обратное преобразование.

Можно выделить следующие основные характеристики аккумуляторов:

  • конструкция (корпус)
  • электрохимическая система
  • напряжение
  • емкость
  • внутреннее сопротивление
  • ток саморазряда
  • срок службы

Реальное состояние аккумулятора оценивается  по трем его основным характеристикам — это реальная емкость в настоящий момент времени, внутреннему сопротивлению и току саморазряда. Нельзя придавать большей значимости какому-либо из этих параметров. Все они одинаково важны для оценки его состояния.

 

Конструкция

Рассмотрим, для примера, устройство Li-ion аккумулятора, используемого в мобильном телефоне.

В пластиковый корпус помещаются один или несколько элементов(в них-то и запасается энергия), которые, как правило, последовательно соединяются со схемой управления. Схема управления управляет процессом заряда и разряда, а в некоторых случаях служит для идентификации аккумулятора. В Ni-MH аккумуляторах это просто пассивные элементы, в Li-ion и Li-polimer может быть и микроконтроллер (что, естественно, сказывается на стоимости).

 

Электрохимическая система

accumulatior
Li-ion аккумулятор

Для питания портативных устройств и мобильных роботов в настоящее время наиболее часто используются:

редко используют

  • LiFePo4
  • ионисторы

 

Напряжение

Напряжение выбирается исходя из потребностей вашего устройства.

Если требуемое напряжение один элемент не обеспечивает, то можно сделать сборку из нескольких элементов, соединенных последовательно. Например, для свинцово-кислотных аккумуляторов типичные значения напряжения для одной секции составляет 2.1В, следовательно, 6 секций акккумуляторной батарее и дают 12.6В.

 

Емкость

Номинальная емкость аккумулятора — это то количество энергии, которой аккумулятор должен обладать в заряженном состоянии. Это количество энергии можно определить, разряжая аккумулятор постоянным током в течение некоторого промежутка времени, пока не будет достигнуто, некоторое пороговое значение.

Электрическая емкость измеряется в ампер-часах (А·ч), или же в производных единицах — миллиампер-часах (мА·ч). В реальной жизни эта величина колеблется в рамках 80-110% от номинального значения и зависит от многих факторов:

  • фирмы-производителя
  • условий и срока хранения
  • технологии ввода в эксплуатацию
  • технологии обслуживания в процессе самой эксплуатации
  • технологии заряда, а соответственно, и от используемых зарядных устройств
  • условий эксплуатации (температура, влажность и пр.)
  • сроков эксплуатации т .д.

В идеале, аккумулятор емкостью 1000 мА·ч должен отдавать постоянный ток 1000 мА·ч в течение одного часа, ток 100mA в течение 10 часов, ток 10 мА в течение 100 часов и так далее. На практике же, если ток разряда достаточно велик для данного аккумулятора, то номинальная емкость не достигается, а при малых токах разряда, превышает ее.

Емкость, ка кизвестно, обозначается буковкой C, поэтому, когда говорят о разряде аккумулятора, равном С/10, то подразумевается ток разряда в десять раз меньший, чем заявлен в номинальной емкости аккумулятора. Так, для аккумулятора с емкостью 1000 мА·ч, мы получаем разряд током 100 мА.То же самое касается и заряда.

 

Внутреннее сопротивление

Внутреннее сопротивление аккумулятора измеряется в миллиомах (мОм) – это то, что в значительной степени определяет длительность его отдачи энергии в нагрузку.

Внутреннее сопротивление зависит от емкости элемента и числа элементов в аккумуляторе, соединенных последовательно.

При низком внутреннем сопротивлении, аккумулятор может отдать в нагрузку больший пиковый ток, а значит, и большую пиковую мощность.

При высоком внутреннем сопротивлении, если ток нагрузки резко увеличивается, то на аккумуляторе резко падает напряжение. В этом случае аккумулятор не может полностью отдать свою энергию в нагрузку.

По мере увеличения срока эксплуатации, внутреннее сопротивление аккумуляторов растет и может увеличиться в несколько раз.

 

Ток саморазряда

Явление саморазряда заключается в потере своей емкости после зарядки аккумулятора.

Чтобы оценить величину саморазряда можно использовать значение потерянной за определенное время емкости, выраженное в процентах от величины емкости,полученной сразу после заряда. Для интервалов времени, которые выбираются для оценки саморазряда выбирают, как правило, сутки, либо месяц.

Саморазряд аккумуляторов максимален в первые 24 часа после заряда и затем резко снижается. Например, для NiCd аккумуляторов допустим саморазряд на 10% за первые 24 часа, для NiMH эта величина еще больше. Минимально разряжаются Li-ion аккумуляторы и для них интервал времени, за который оценивается саморазряд, выбирается один месяц.

На величину саморазряда сильно влияют условия окружающей среда. Например, при повышении температура на 10 градусов, по отношению к комнатной температуре, саморазряд может увеличится в два раза.

 

Срок службы

Срок службы аккумулятора характеризуется количеством циклов заряда/разряда, которое может быть произведено без снижения емкости, увеличения саморазряда и внутреннего сопротивления.

Срок службы зависит от:

  • технологии заряда
  • глубины разряда
  • температуры окружающей среды
  • химических свойств того или иного типа аккумуляторов
  • времени, прошедшего с момента изготовления аккумулятора

Последний пункт особенно влияет на Li-ion аккумуляторы (должны быть «свежими»).

Как правило, при снижении емкости аккумулятора до 60% от номинальной, аккумулятор считается вышедшим из строя.

Если в аккумуляторной батареи отдельные элементы имеют различные емкость и напряжение, то это отрицательно сказывается на ее эксплуатационных параметрах.

 

Эффект памяти

Если в аккумуляторе проиходит укрупнение кристаллических образований активного вещества, то уменьшается площадь активной поверхности, вследствие чего происходит обратимая потеря емкости.

Больше всего от этого страдают NiCd и NiMH аккумуляторы. Процесс восстановления этих типов аккумуляторов представляет из себя дробление крупных кристаллических образований, которое производится путем контролируемого разряда небольшим током.

В дальнейшем я подробно разберу каждый тип аккумуляторов, сделаю обзор их недостатков и преимуществ и расскажу как я организовал систему питания в своем мобильном роботе.

 [add_ratings]

10 thoughts on “Разбираемся в аккумуляторах

  1. В первом абзаце раздела Внутреннее сопротивление добавьте пожалуйста пробелов) А в остальном прекрасная статья, как и все другие в этом блоге)

    1. Очень приятно, что меня читают. Спасибо большое за найденные ошибки. Исправил, постараюсь лучше проверять орфографию и пунктуацию в постах.

  2. А где же LiPo аккумуляторы? Это же основа всех современных радиоуправляемых вертолетов, дронов, машинок, лодок и т.д. В своем роботе использую LiPo аккумулятор.

    1. Да, вы совершенно правы. Это мое упущение. Литий-полимерные аккумуляторы очень часто используются в мобильных роботах и радиоуправляемых игрушках. Добавлю.

  3. Эффект памяти

    «Меньше всего от этого страдают NiCd и NiMh аккумуляторы»

    таки БОЛЬШЕ всего страдают кадмиевые, в меньшей степени металлгидридные.

    1. Александр, вы правы. Благодарю за замеченную серьезную ошибку в тексте. Исправление внес. Любые никелевые аккумуляторы подвержены эффекту памяти, а NiCd в бОльшей степени страдают от эффекта памяти, нежели NiMh.

  4. Возможно ли заряжать аккумулятор свинцовый 24в10а зарядным устройством с выходом 42в10а от литий аккумулятора на 36в10а. Сломалась родная зарядка 24в10а.

    1. Если несколько раз зарядить по необходимости, то можно. Аккумуляторы можно заряжать просто повышенным постоянным напряжением. Вообще, конечно, лучше бы глянуть на схему зарядного устройства. Для аккумуляторов с различной химической основой (литиевые и свинцово кислотные) используются различные режимы безопасной зарядки. Постоянно заряжать так не советую — срок жизни аккумуляторов сильно сократите (электроды быстро разрушаются, да и закипать будут быстрее).

  5. Какой тип аккумуляторов лучше всего терпит холод? Если в автомобиле акб на ли-ион, лучше ли это, чем обычная свинцово-кислотная? Акб при разряде саморазогревает себя, а при заряде? Может ли в -45 в свинцовой акб полностью замерзнуть электролит? Растает ли он, если позаряжать акб от внешнего источника, или достаточно поразряжать акб включив габаритные огни?

Оставить ответ

Ваш email не будет опубликован.Обязательны поля помечены *